Любой тип
семейной дезорганизации изначально предрасположен к формированию личностных и
поведенческих отклонений у детей, так как приводит к возникновению
психотравмирующих ситуаций для ребенка в семье. Усугубляют семейное
неблагополучие просчеты воспитания в семье. Наиболее типичны из них следующие:
- неприятие
ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями;
- гиперопека,
когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от
окружающей жизни;
- непоследовательность
и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями
к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий
родителей, бабушек и дедушек, что дезориентирует ребенка; непонимание
закономерностей и своеобразия личностного развития детей, и несоответствие
требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;
- негибкость
родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете
ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии
альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой
смене отношения к ребенку в различные периоды, его жизни (недостаток заботы
сменяется ее избытком или наоборот);
- избыток
родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к
детям что создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения;
- тревожность
и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей
жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и
предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством;
- авторитарность
воспитания — стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений,
приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к
строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование
принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный
контроль действий ребенка;
- гиперсоциальность,
когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной)
заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему
завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и
чуткости.
Таким образом,
по всей совокупности причин и факторов, ведущих к семейному неблагополучию в
отношении ребенка, определяющими являются субъективные факторы и причины
психолого-педагогического свойства, то есть нарушения в межличностных
внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами,
патогенным фактором выступает не состав и структура семьи, не уровень ее
материального благополучия, а сформировавшийся в ней психологический климат.
В основе
эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально лежит зависимость
от них, причем мать в этом отношении детям ближе, чем отец. Нарушение
эмоциональной связи ребенка с матерью является одной из главных причин
девиантного поведения. Постоянство материнской заботы служит предпосылкой
возникновения у ребенка чувства доверия к миру, которое необходимо для
нормального развития личности.
Очевидно, что разрыв или
ослабление эмоциональной связи с матерью существенно деформирует индивидуальное
развитие ребенка. Прекращение эмоционального взаимодействия с матерью порождает
у него первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. На фоне
выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка.
Соответственно и его развитие приобретает все более отчетливый дисгармоничный
характер.
Наблюдение за
детьми из неблагополучных семей свидетельствует о том, что эти дети значительно
отстают в физическом и психическом развитии от своих сверстников из
благополучных семей. Дети из неблагополучных семей испытывают состояние
сильного неудовлетворения своих основных психических потребностей. В
неблагополучных семьях степень депривации, даже сильнее, чем в детских
учреждениях интернатного типа.
Нарушение материнской
привязанности, представляющее собой материнскую депривацию, вызывает у ребенка
эмоциональные нарушения. Отсутствие отца ребенок переживает гораздо менее
болезненно, чем отсутствие матери. Однако ребенок без отца не имеет примера
регуляции поведения, страдает от недостатка авторитета и контроля. Родительская
любовь способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства
и самоуважения у человека. Ребенок, лишенный любви, чувствует себя неудовлетворенным,
недостойным и униженным недоброжелательностью или невниманием со стороны
родителей, что вызывает осознанную враждебность. Безотчетная, немотивированная
жестокость может проявляться по отношению к другим людям. Если эта бессильная
агрессия направлена внутрь, она вызывает чувство вины, тревоги. Изучение
зависимости агрессивного поведения детей от характера наказаний, а также
контроля родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания
связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники, как
правило, происходят из семей где физическая жестокость идет «рука об руку» с
безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль детей коррелирует с
высоким уровнем асоциальности. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость
наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция»)
встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца,
а второй — по линии матери.
Дети черпают
знания о моделях девиантного, в том числе агрессивного и аддиктивного
поведения, в основном из трех источников. Во-первых, семья может одновременно
демонстрировать эти модели и обеспечивать их подкрепление. Вероятность
асоциальных форм поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с их
проявлениями у себя дома. Во-вторых, нарушенному поведению они также обучаются
при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах, например,
агрессивного поведения во время игр. И наконец, в-третьих, дети учатся
асоциальному поведению не только на реальных примерах (поведение сверстников и
членов семьи), но и на символических, предлагаемых в средствах массовой
информации.
В основе тех
проблем, которые осложняют и искажают отношения детей и родителей, лежит
отсутствие желания понять друг друга. При проведении опроса учащихся старших
классов было выявлено, что в способах реагирования на непослушание подростков
дотируют запретительные и насильственные меры наказания.
Жизнь многих
детей протекает в неполных семьях Они часто становятся свидетелями и
участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего
характера, как распад родительской семьи, иногда без формального развода, проживание
с отчимом или мачехой, жизнь в конфликтной семье и др. Все это, естественно,
негативно сказывается на воспитательном потенциале семей, способствует
формированию разных нарушений поведения.
Несовершеннолетние
правонарушители более чем в 2 раза чаще происходят из неполной, чем из полной
семьи. Существенно больше в неполных семьях педагогически запущенных детей.
Дети в неполных семьях в 2 раза чаще, чем в полных, остаются без всякого
присмотра, то есть материальные и другие проблемы жизнедеятельности неполной
семьи нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда
последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между
матерью и детьми-подростками. Ребенок, воспитанный в такой семье, обычно
недостаточно подготовлен к созданию собственной семьи и семейной жизни.
Вероятность распада брака у воспитанных в неполных семьях значительно выше, чем
у выросших в обычных.
О детях,
которых воспитывают одинокие матери, можно услышать удивительно противоположные
мнения. Одни утверждают, что это всегда плохо, другие говорят, что это не имеет
значения, третьи убеждают, что очень много успешных и выдающихся людей было
воспитано одинокой матерью и, в сущности, это даже полезнее. По крайней мере,
материнское воспитание еще никому не повредило. И всем известны примеры, когда
некоторые женщины сознательно и обдуманно хотят иметь ребенка, но не хотят
создавать семью и не признают совместной жизни с мужем. В неполных семьях,
кроме отсутствия отца, имеются и другие проблемы: материальные трудности,
суженный круг внутрисемейного общения, от которого немало зависят
воспитательные возможности. Женщина-мать, лишенная мужской поддержки, часто
психологически травмирована, что отражается и на ее отношении к детям. Имитируя
отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери
больше заботятся о формальном послушании, успеваемости, вежливости и т. п.,
нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают
свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь
оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое
стремление кажется бескорыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и
отрицательно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь
и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает
бунтовать. Как показывают психологические исследования, сильная зависимость от
матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют
отсутствующего отца и т. д.
Изучение
феномена семейного неблагополучия позволяет отметить, что в последние годы
нарастает отчуждение между родителями и детьми. В одних семьях воспитание детей
ограничивается заботой об их материальном благополучии. В других — критерием
успешного воспитания считают адаптацию ребенка в обществе. В третьих ценят,
прежде всего, способность детей устанавливать контакты с другими людьми. В
четвертых родители хотят воспитать человека, стремящегося к
самосовершенствованию и т. д. Отношение родителей к проблемам воспитания детей
отражает систему ценностей семьи, то, к чему она стремится и на какой основе
складывается ее образ жизни. Поэтому за уровнем осознания своей ответственности
за судьбы детей стоят культура и атмосфера семейной жизни. Соответственно,
меры, направленные на усиление ответственности родителей за воспитание и
обучение детей, в определенной мере влияют на весь уклад семейной жизни,
помогают преодолеть ряд социальных проблем.
В
ГБУСОН РО «СРЦ Егорлыкского района» успешно реализуется семейная мастерская
«Родительские университеты».
Это мастерская
является уникальной возможностью увидеть и по достоинству оценить свою семью.
Ведь семья — это основание жизни человека, и это значительно больше, чем
отношение только мужчины и женщины, родителей и детей. Многие люди давно знают,
что на жизни отражаются все предыдущие поколения. И его жизнь — это огромный
вклад в людей, которые родятся после него. В «мастерской» есть уникальная
возможность простить, принять и откорректировать всё, что происходит в семейной
системе так, чтобы каждому человеку в ней было тепло и уютно.
Основная цель
программы работы «мастерской» – выработка и принятие родителями механизмов и
принципов эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком. Первоочередными
задачами являются: обозначение актуальных проблем в детско-родительских
отношениях участников, выработка умения вставать на позицию ребенка,
актуализация навыком коммуницирования в семье.
При
организации заседаний используются разные формы: круглый стол, тренинги, практикумы,
видеоматериалы по организации жизни детей в семье. Родители и дети получают
квалифицированную психолого-педагогическую помощь. На итоговом заседании обсуждаются
результаты работы мастерской и его эффективность в решении вопросов воспитания
и развития ребенка.
Мероприятия
планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования.
Отношения в
семье — это всегда база для вдохновения и желания создавать что-то важное и
полезное для людей в обществе. Эта мастерская — шанс осознать и создать способы
взаимодействия в семье, так чтобы семья стала действительно нужной ячейкой
общества.
|